17:16 71% москвичей считают, что в современной школе должен быть IT-полигон |
Проведен опрос среди москвичей о том, какой они видят современную школу. Согласно полученным результатам, главный акцент должен быть сделан на изучении профильных предметов (58,2%). В качестве ведущей специализации респонденты выбрали IT и информационную безопасность (61%), с чем связано и желание, чтобы в школе был IT-полигон (71%). Вторым по важности пространством в школе 50% респондентов указали естественно-научный кластер. За учебные помещения в виде классов-трансформеров проголосовал 61% респондентов, а за мультизону для учебы и творчества – 49%. Результаты опроса предоставила компания Upside Development. Результаты онлайн-опроса подтверждаются и другими исследованиями школьного образования. Согласно данным Департамента экономической политики и развития города Москвы, в 2023 году впервые в тройку лидеров самых популярных направлений в высших учебных заведениях наряду с юриспруденцией и экономикой вошла «Информатика и вычислительная техника». Также согласно статистике Минцифры, число выпускников вузов, получающих IT-специальность, за последние пять лет увеличилось на 18%, и почти каждый 10-й выпускник вузов в России имеет IT-специальность. Параллельно растет запрос на медицинские специальности. За последние 4 года количество обучающихся в профильных медицинских классах увеличилось в два раза. Если в 2020 году в Москве насчитывалось 75 школ с медицинским направлением, то сегодня 5,6 тысяч учеников 10 и 11 классов обучаются в 136 школах по данному направлению.
Сегодня более 37 тысяч учащихся 10 и 11 классов Москвы обучаются в предпрофессиональных классах по шести направлениям: предпринимательство, медиа, медицина, инженерия, IT и психология. При этом, самое большое количество школ в столице предусматривают предпрофессиональное инженерное (225 школ), предпринимательское (198 школ) и медиаобразование (181 школа). Получают предпрофессиональное образование старшеклассники в соответствии с разработанной единой программой. Она помогает подросткам уже на базе школы определить свои сильные стороны, осознанно выбрать будущую профессию и четко сформулировать запросы на приобретение необходимых навыков, чтобы в дальнейшем успешно конкурировать на рынке труда.
Большинство старшеклассников все так же выбирают гуманитарные и творческие классы, но сегодня ими движет не столько желание избежать сложностей точных наук, сколько четкое представление об отрасли, с которой они хотят связать свою жизнь.
Вторым по популярности направлением становится IT, которое сегодня активно вытесняет классические гуманитарную и экономическую специализации. Согласно последнему опросу, больше половины респондентов выбрали IT и информационную безопасность в качестве главных направлений в школе. При этом, для получения качественных профессиональных навыков по данной специальности для учащихся должна быть создана развитая техническая и методическая база. Она заключаются как в разработке специальных программ, сочетающих в себе теоретические и досуговые опции бесшовного обучения, так и в наличии мультиформатных образовательных пространств. Так, 74,6 % опрошенных москвичей отметили, что в школе будущего должны быть классы с модулями для изучения основ робототехники, цифровыми лабораториями для отработки навыков 3D-моделирования и прототипирования, зонами для инженерно-исследовательской деятельности.
Девелоперы, которые создают социальные объекты «с нуля», имеют возможность уже на стадии проектирования предусмотреть необходимые для современных стандартов обучения опции. Так, государственная общеобразовательная школа в стиле «киберархитектура» появится на территории квартала небоскребов в Огородном проезде, строительство которого стартовало в 2023 году. Помимо классических классов, в школе появится информационный центр площадью более 200 кв.м, IT-полигон, медиатека и спортивное ядро с атлетическим комплексом.
Важность практического освоения профессиональных навыков отмечают и представители вузов. Так, PR-директор Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ Андрей Шаромов рассказал, что 26,4% выпускников чаще всего фиксируют нехватку профессиональных технических навыков. Он считает, что необходимо сделать акцент на многообразии выбора профессиональных компетенций и обеспечить старшеклассникам возможность как можно скорее познакомиться на практике с реальной работой. Решить такую задачу можно черезмультиформатное обучение, если за этим будет стоять полноценное погружение школьников в разные отрасли и профессии. Родители тоже не должны находиться в стороне, отмечает Андрей Шаромов. К примеру, свою старшую дочь, ученицу 8 класса, он уже берет с собой даже в короткие командировки, чтобы она имела возможность изнутри увидеть, как устроена отрасль образования и маркетинга.
Вопрос погружения в профессию еще на этапе школы особенно остро стоит в направлении медицины. В топе поискового запроса «лучшие школы Москвы по конкурентоспособности выпускников в медицине» зафиксировано лишь 10 школ. Две из них расположены в московской области, а оставшиеся восемь находятся в разных районах города. каждой из этих школ имеется медицинский классом и партнерство с авторитетными высшими учебными заведениями: Первым Московским государственным медицинским университетом имени И.М. Сеченова, Российским национальным исследовательским медицинским университетом имени Н.И. Пирогова и другими федеральными образовательными учреждениями здравоохранения.
Респонденты также считают, что средним учебным заведениям необходимо усилить естественно-научную вертикаль. 74,6% отметили, что школе будущего нужны свои лаборатории для изучения химии, физики и биологии с рабочими местами для командной и индивидуальной работы, зонами для проведения опытов, профессиональным оборудованием, а у старшеклассников обязательно должна быть специальная форма для занятий. Перечисленные запросы получилось учесть в проекте школы, которая расположится на территории жилого комплекса Upside Towers. Помимо информационных центров здесь появится один из самых больших в районе естественных кластеров. Его площадь составит более 560 кв. м, где разместятся 7 специальных классов для биологии, химии, физики, географии, естествознания и экологии, три лаборатории, а также трансформируемые зоны для экспериментов, исследований и открытых уроков.
Такой подход к проектированию пространств в школе призван создать максимум возможностей для качественной профориентации школьников и освоения будущей профессии. Подобные программы уже активно применяются и в других столичных школах. В рамках предпрофессионального обучения школьники активно работают на регулярных мастер-классах с преподавателями из университетов. Об этом рассказала доцент базовой кафедры финансового контроля, анализа и аудита главного контрольного управления города Москвы РЭУ им. Г.В. Плеханова Ольга Тарасова.
Стажировки, практикумы, участие в реальном рабочем процессе и получение качественного продукта в конечном счете, по мнению педагогов, это важный этап в подготовке школьников к выбору ВУЗа и будущей профессии. Ксения Солодовченко отмечает, что также особенно важна работа «в полях». Однажды ее ученики из медиакласса побывали в роли журналистов на матче ЦСКА. По итогам события они сделали полноценный репортаж, который попал в дайджест новостей школы. Также «медиаклассники» вовлечены в создание контента для социальных сетей школы. Во время работы с текстом, графикой и креативами как раз происходит знакомство с техникой и отработка профессиональных навыков.
Параллельно большое внимание современные педагоги уделяют не только получению узко профессиональных навыков, но и soft skills — умению работать в команде и выстраивать коммуникацию, управлению проектами, критическому мышлению и эмоциональному интеллекту. Помогают в этом и эргономично продуманные образовательные пространства в школах. Прикрепления: Картинка 1 |
|
Всего комментариев: 0 | |